28.03.2016 | №3334

Александр Лучискенс: «Исправь двойку, потом на тренировку»

Фото: Андрей МЕРКУЛОВ

Сегодня в Красноярске спортивного инструктора на дворовой площадке можно сравнить с добросовестным участковым, которого знает в лицо практически вся местная округа. Инструктора по спорту МАУ “Центр спортивных клубов” Александра Лучискенса с площадки на Железнодорожников, 10а не то что знают, для многих Александр Викторович уже почти как родной человек. Он и в футбол научит играть, и в кино вместе со своими подопечными сходит, и туристический лагерь для своих воспитанников вместе с их родителями организует. Работу свою Лучискенс обожает и со знанием дела отмечает, что любовь к спорту и здоровому образу жизни необходимо прививать человеку с раннего возраста.

Кому мяч, кому коньки

— У меня самого тоже было спортивное детство, — вспоминает Александр Викторович. — Я занимался вольной борьбой с малых лет. Постоянно тренировки, сборы, спортивный лагерь. Тренер нас старался развивать всесторонне. Мы играли в лапту, состязались в эстафетах, но соревнований, подобных сегодняшним дворовым, тогда, в девяностые годы, практически не проводилось.

Сейчас, на мой взгляд, спортивная жизнь во дворе намного активнее и интереснее. Поучаствовать можно в разных играх, ознакомиться детально с правилами этих игровых видов спорта. Ребятишки только этому рады и с удовольствием всему учатся. Приходят, к примеру, с желанием поиграть в футбол. Покажешь им что-нибудь другое, у них тоже глаза горят, интересно, с огромным желанием начинают осваивать незнакомую игру.

Больше всего детей и подростков к нам приходит в возрасте от десяти до семнадцати лет. И именно с ними ведётся серьёзная планомерная работа. Знакомим их с разными дисциплинами, проводим много соревнований, которые, кстати, стимулируют наших воспитанников развиваться дальше.

Ребята постарше, начиная с восемнадцати лет, уже могут сами организоваться, поэтому идут к нам целенаправленно, провести матчевую встречу по конкретному виду спорта. Они просто предварительно звонят мне и говорят, что им именно нужно. Находят себе занятие по душе на нашей спортплощадке и взрослые. Их уже не нужно ничему учить, они приходят тоже во что-нибудь поиграть или просто посмотреть, поболеть за молодёжь. Большой интерес проявляют, к примеру, к “городкам”. Когда мы начинаем в них играть, к нам присоединяются и те, кому за пятьдесят. Есть у нас мужчина, которому за семьдесят, так он вообще радуется от души, глядя на подрастающее поколение. Говорит: “Как здорово, что стали возрождать былые традиции, вспоминать дворовые подвижные игры, что дети знают теперь, что такое “городки”. И не просто знают, но и умеют в них играть”.

Приходят к нам и совсем ещё малыши. Конечно, не одни — с мамами. Летом карапузы играют в мячик, зимой делают первые шаги на коньках.

Без панибратства, но на равных

— Ребятишки у нас занимаются абсолютно разные. У каждого свой характер, свои особенности. Это и дети, которые параллельно посещают спортивные секции и отделения. Просто у них не каждый день тренировки. Вот в свободное время они и бегут сюда. Есть среди них и гимнасты, и футболисты, и борцы. Я им подсказываю, какие упражнения, какой вид спорта дополнительно помогут им достигать высоких результатов в том, чем они уже занимаются сегодня.

Есть среди наших воспитанников и трудные подростки, которые состоят на учёте по делам несовершеннолетних, дети из неполных семей. Поэтому я всегда пресекаю всяческое панибратство, не позволяю никаких жаргонных словечек. Ну а если где-то в азарте во время игры кто-то всё же ругнулся, в наказание отжимается или приседает.

Вообще, как правило, перевоспитывает окружение. А оно у нас правильное, спортивное. Я работаю на дворовой площадке уже третий год, за это время здесь сложился определённый костяк ребят. Мы и в боулинг вместе ходим, и в кино. Эти ребята не потерпят ни драк, ни обидных словечек. Они сами подскажут своему сверстнику, товарищу по команде, в чём он неправ и как нужно поступить.

У нас всё построено на взаимовыручке. Вот, к примеру, выезжаем в палаточный лагерь. Еду туда всегда вместе с семьёй, а мои воспитанники со своими родителями. Перед этим проводим родительское собрание, обсуждаем все детали. Ребятишкам просто пассивный отдых неинтересен, поэтому проводим для них туристические игры, учим вязать узлы, разводить костёр, ставить палатку и так далее. Все друг другу помогают. И работаю не только я один, но и родители подключаются к этому процессу.

Покажи дневник

В плане работы с родителями нам, инструкторам, считаю, проще, чем учителям в школе. Если на родительское собрание в школе мамам и папам нужно попасть в определённый день и в назначенный час, то к нам они заходят по пути домой, возвращаясь с работы. Интересуются, всё ли получается у их чада, спрашивают, не нужно ли чего. Могут и пожаловаться, что ребёнок “оброс” двойками.

Дети же ведь как сейчас делают: поиграли у нас на площадке, пришли домой, засели за компьютер, а там уже и спать пора, утром в школу с невыученными уроками… В таких ситуациях я включаю уже проверенный способ воздействия. Двоечников отстраняю от соревнований, могу и на тренировках ограничивать. Говорю: “Тебе нужно серьёзно учёбой заниматься, исправлять двойки, поэтому ты сегодня на тренировке просто сидишь и наблюдаешь, но сам участия в игре не принимаешь”. Как правило, мой метод срабатывает довольно быстро. Ребёнок тут же берётся навёрстывать пробелы в учёбе. Помню, когда первый год только инструктором работал, ребята регулярно мне дневники на проверку приносили. (Смеётся.)

Победы хочется всегда!

— В течение года у нас много разных стартов. И каждому из детей непременно хочется в них поучаствовать, завоевать медаль. Стараюсь выставлять на соревнования всех, в зависимости от уровня подготовки. Благо грамотная организация состязаний в центре спортивных клубов нам это позволяет. Соревнования распределяются по возрастам, по рангу, так что отличиться есть возможность у каждого.

На городские турниры мы выставляем самых сильных. На районных, как правило, практикуем смешанные команды, в которых более опытные ребята выступают вместе с новичками, тем самым подтягивают их. Если есть возможность, выставляем сразу по несколько команд.

Конечно же, всегда хочется, чтобы твои воспитанники выступили не просто для галочки, а показали высокий результат. Нам это удаётся. За счёт чего мы регулярно занимаем призовые места, сразу и не скажешь. Наверное, мы дальновидны в плане подготовки.

Есть же календарный план, я в него смотрю, какие у нас ближайшие соревнования. И целенаправленно начинаю готовить воспитанников. К примеру, по плану через месяц лапта, вот и вспоминаем все правила, тренируемся, анализируем ошибки, исправляем.

Дворовая закалка

— Я уже говорил, что все ребятишки разные. Отличаются они и по своим способностям. У кого-то лучше получается играть в футбол, у кого-то в теннис и так далее. Поэтому на определённые соревнования отбираем уже конкретных ребят. Есть среди детей и универсалы, которые одинаково хорошо проявляют себя чуть ли не в девяти видах спорта.

Если вижу у ребёнка талант в той или иной области, рекомендую ему попробовать себя в конкретном виде спорта. Допустим, мальчишка показывает ну просто отличную скорость, остаётся научить его виртуозно владеть мячом, и вот он — хороший футболист. Таких мы направляем в СДЮСШОР “Рассвет”.

Нынешним летом ездили в спортивно-оздоровительный лагерь “Космос” от Красспорта. Попали в одну смену с борцами, там как раз был мой тренер, вместе тренировки с ним проводили. В жизни же ведь всё пригодится — и умение правильно падать, и навыки самообороны. Многим ребятам борьба понравилась, теперь ходят в спортшколу, но и у нас на площадке занятия не бросают. Конечно же, это радует.

Вообще, в физическом плане во дворе ребятишки развиваются лучше, они сильнее, выносливее. И для нас это главное — чтобы наши дети совершенствовались в своём развитии как физически, так и нравственно.